Представителями Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) были обнародованы результаты исследования, согласно которым можно судить о том, какое состояние малого и среднего бизнеса в нашей стране.
Эксперты решили выявить факторы, влияющие на финансовое положение. Если посмотреть в динамике, то в 2011-м самыми значимыми проблемами выступали: административные барьеры, издержки производства, доступность финансирования. Это был первый восстановительный год после кризиса, и соответственно основная задача предпринимателей была сократить как внешние, так и внутренние издержки, связанные с производством. В следующем сезоне был экономический подъем, где на первый план вышла проблема доступности кадров.
При этом повысилась значимость финансирования и возможности сбыта. На текущий момент кадры остаются наиболее значимой проблемой. Сейчас бизнесу в условиях кризиса довольно сложно находить нужных специалистов. Причем проблема лежит не только в недостатке специалистов определенных специальностей, но и в соотношении профессионализма и уровня выдаваемых зарплат. Касательно уровня финансирования проблема стала менее значимой, но по-прежнему вошла в лидирующую пятерку.
Основная проблема получения, по мнению бизнесменов, заключается в высокой стоимости кредита. На втором месте находятся опасения предпринимателей о том, смогут ли они рассчитаться по долгам. Кроме этого выступают такие важные факторы как уровень доверия к банкам в целом. С учётом последних тенденций и отзывов лицензий, это действительно, становится очень актуальной темой.
Касательно уровня доверия 37% говорят, что у них ухудшился это показатель. При этом критерий надежности при выборе банка увеличился. Если в 2012 году данным критерием руководствовалось 34% респондентов, то сейчас их доля возросла до 61%. Сейчас это основной и самый весомый аргумент при выборе банков. За последний год многие отметили сложность получения кредита по причине ужесточения требований к залогу.
Кредитование для малого и среднего бизнеса сейчас, действительно, недоступно и доступность за последний год снизилась по объективным причинам. В качестве альтернатив предприниматели начали рассматривать иные источники. Например, самый распространённый метод взять деньги у друзей (как правило, просто и без процентов). На втором месте микрозайм, к которому обращаются зачастую в безвыходных ситуациях, но этот вид займов очень удручающий. А на третьем месте стоит потребительский кредит. Возможной альтернативой могли бы выступить государственные программы поддержки, но о них знает лишь четверть респондентов, а число участников составило порядка 2%.
В наши дни у предпринимательства растёт уверенность в будущем. Сейчас 44% респондентов настроенных оптимистично в противовес 16% опрошенных в сентябре 2015 г. Тенденция всё-таки идет в положительную сторону и даёт надежду на дальнейшее развитие и совершенствование.
Участники разместили больше сотни разнообразных предложений, целью которых является улучшение показателей розничной торговли.
Для удобства восприятия их можно разделить по инструменту, с помощью которого осуществляется платеж. В таком случае можно выделить четыре варианта: MIFARE карты, ключи, кредитные карты и смартфоны.